Все про антифриз ФФ2 - Ford Focus 2


Главная Форумы Справочник Автомобили Участники Партнеры Поиск RU
Регистрация Вход

Все про антифриз ФФ2

focus 2 эксплуатация 5 лет
53

FAQ по теме «Все про антифриз», редакция от ноября 2013 г.

1. Что залито в систему охлаждения FF2 и FF3? Во все легковые автомобили Ford Focus (FF1, FF2, FF3, а также Mondeo, Transit, Kuga, S-MAX, Galaxy, Explorer и другие), которые производились и производятся в Европе (в России, в Испании, в Германии, в Англии) при сборке заливается охлаждающая жидкость (антифриз) Havoline XLC. Аббревиатура XLC в названии означает eXtended Life Coolant, то есть охлаждающая жидкость с увеличенным сроком эксплуатации. На этикетках оригинальных канистр этого антифриза обычно написано Havoline Extended Life Anti-Freeze Coolant.



Этот антифриз производится компанией Arteco в Бельгии, (Arteco – совместное предприятие Chevron, США и Total, Франция, см. www.arteco-coolants.com) и компанией Chevron в США. Компания Texaco, которой принадлежит бренд Havoline, с недавнего времени вошла в состав Chevron. Также компания Arteco имеет локальные производства антифризов в России, Испании, Финляндии, Турции, Китае, Индии.



Фирменный цвет антифриза Havoline XLC оранжевый (orange). Описание антифриза можно найти по ссылке
http://www.arteco-coolants.com/library/Havoline 6397699 . Специально для розничной продажи Ford компания Arteco поставляет антифриз Havoline XLC в канистрах с маркировкой Ford SUPER PLUS Premium. В Россию к официальным дилерам и на фирменные сервисы такие канистры приходят с центрального склада в Европе. В компании Ford данный антифриз проходит как номерная деталь с номером WSS-M97B44-D, являющимся также номером спецификации Ford на антифризы так называемого карбоксилатного типа.



По желанию компании Ford антифриз в канистрах окрашен в слабо-фиолетовый (purple) цвет. В остальном, кроме красителя, эти антифризы абсолютно одинаковы. Поэтому фиолетовый Ford SUPER PLUS Premium можно в любых количествах добавлять в оранжевый Havoline XLC, залитый на заводе.
Предположительно, разница цвета антифриза служит для того, чтобы можно было определить, производилась ли замена антифриза в автомобиле. Однако компания Ford, начиная с конца 2011 г., решила отказаться от фиолетового цвета и оставить только один оранжевый цвет для своего антифриза. Пока не завершится этот переход, вы сможете встретить в канистрах и фиолетовый, и оранжевый цвет.
Антифриз поставляется на автозаводы и продается в канистрах в виде так называемого концентрата. Перед заливкой в автомобиль концентрат разводят деминерализованной (фильтрованной или дистиллированной) водой в соотношении 50:50% объемных. Полученная таким образом охлаждающая жидкость имеет температуру начала кристаллизации -37°С и температуру кипения +109°С. При повышенном давлении в системе охлаждения автомобиля (за счет клапана крышки расширительного бачка) температура кипения может повышаться до +135°С.
Для Российского автозавода Ford в г. Всеволожске (под Санкт Петербургом), начиная с 2006 года, антифриз Havoline XLC производится на предприятии ОАО «ТЕХНОФОРМ» в г. Климовске Московской области, из компонентов, поставляемых Arteco, см. www.cool-stream.ru . До 2006 г. антифриз во Всеволожск завозили из Бельгии. Этот антифриз имеет стандартный оранжевый цвет, и в розничную продажу поступает под названием CoolStream Premium. Он продается во многих автомагазинах и сетях типа «Ашан». Благодаря российскому происхождению, он в 1,5 - 2 раза дешевле, чем Ford SUPER PLUS Premium у дилеров. Кроме концентрата «CoolStream Premium С», антифриз реализуется также в виде готовых к применению охлаждающих жидкостей «CoolStream Premium 40» (раствор 53:47% объемных с температурой начала кристаллизации -40°С) и «CoolStream Premium 65» (раствор 65:35% объемных с температурой начала кристаллизации -65°С).



Отметим, что все три приведенных выше антифриза являются абсолютно одинаковыми по составу (за исключением красителя), и могут применяться для заправки и для доливки во всех легковых автомобилях Ford.
С 2010 г. антифриз для фирменных автосервисов Ford в России также начали поставлять из г. Климовска в 60-л канистрах, а с 2011 г. в 1-л канистрах. Этот антифриз такой же, как и в автомобилях, он имеет оранжевый цвет, а, кроме того, в него добавлена специальная горечь Bitrex, чтобы кто-нибудь не выпил по ошибке. Подчеркнем, что эта продукция распространяется централизованно только через дилеров Ford и не поступает в розничную продажу. На этикетке надпись по-русски, канистра очень похожа на европейскую



После объединения российского Ford с российской компанией Sollers, с 2012 года начался выпуск новых моделей Ford в г. Елабуга и г. Набережные Челны, Татарстан. В эти модели (Transit, Kuga, S-MAX, Galaxy, Explorer) заливается такой же антифриз, что и в Ford Focus, и производится он тоже в России в ОАО «ТЕХНОФОРМ». x

2. О цвете антифриза. Этот раздел добавлен специально по просьбам участников форума, поскольку многие владельцы автомобилей Форд (а также и других автомобилей) покупали и продолжают покупать антифриз по признаку цвета, что неправильно.
Типичный вопрос звучит так (см. пост от 21 мая 2013 на стр. 22, орфография без изменений): «Ребят подскажите что лить надо антифриз или тосол? фф2 2007г 1,4 если антифриз то какого цвета?».
Ответ: «Лить надо то, что прописано в руководстве по эксплуатации, невзирая на цвет».
Цвет любого антифриза определяется красителем, который в него добавляют в количестве несколько граммов на тонну, и он не имеет никакого отношения к эксплуатационным свойствам. Изначально все антифризы бесцветны, а добавление красителя преследует несколько целей:
- как отличительный признак данной марки антифриза,
- выполнение требований потребителя (у Форда оранжевый, у Фольксвагена фиолетовый, у Вольво желтый, и т.д.)
- более четкое определение уровня жидкости в расширительном бачке,
- индикация мест протечек (если краситель флуоресцентный),
- определение, производилась ли замена заводского антифриза.
Подчеркнем, что антифризы одинакового цвета могут быть абсолютно разными и несовместимыми, и наоборот один и тот же антифриз может окрашиваться в разные цвета. Примеры – в разделе «Что использовать на долив». К сожалению, многие продавцы в автомагазинах и работники автосервисов (либо безграмотные, либо заинтересованные) рекомендуют купить антифриз такого же цвета, что залит в автомобиле.
Покупая антифриз лишь по признаку цвета, не проверив, имеет ли он разрешение (одобрение, допуск) от производителя вашего автомобиля на применение в этом автомобиле, вы рискуете нарваться на суррогат и «угробить» свой двигатель. Надписям на этикетках тоже не всегда можно доверять – врут (см., например пост от 04 ноября 2013 на стр. 22 и последующий комментарий). Увы, наш рынок не умеет защищаться от недобросовестной рекламы!
Цвет оригинального фордовского антифриза, который заливается на заводе и продается у дилеров, - оранжевый и выглядит так:



На картинке приведен концентрат антифриза, после разбавления водой он будет немного бледнее. Кроме этого, при разном освещении он может менять оттенок, в частности, выглядеть более желтым. Этот оранжевый (orange) цвет получается смешиванием фиолетового (violet) и желтого (yellow) красителей.
В процессе эксплуатации краситель постепенно деградирует, и антифриз обесцвечивается. Обесцвечивание происходит быстрее при высоких температурах и, особенно, при попадании солнечного цвета. Например, в грузовичках Fuso, которые собирают в г. Набережные Челны и заправляют фордовским антифризом, охлаждающая жидкость становится бесцветной за два года. Это происходит из-за того, что у Fuso расширительный бачок находится не под капотом, а снаружи, позади кабины, под воздействием солнечного цвета. Подчеркнем, что изменение цвета (обесцвечивание) не является браковочным признаком, и не означает, что антифриз пора заменить.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые компании для своих продуктов и своих клиентов пользуются признаком цвета для придания наглядности. Так, компания Volvo рекомендует в свои грузовики заливать желтый антифриз Volvo, а в свои легковые автомобили зеленый антифриз Volvo.




Другой пример – американская компания Motorcraft, которая поставляет в розничную продажу фордовские запчасти, в том числе антифриз, под своим брендом. У них все просто: оранжевый Motorcraft для легковых фордов (по спецификации WSS-M97B44-D), желтый (золотой) для тяжелых грузовиков (по спецификации WSS-M97B51-А1), зеленый для старых легковых автомобилей (по спецификации WSS-M97B55-А).

x

3. Каков срок службы интервал замены антифриза? Согласно фордовского документа Ford Techn service bulletin 119/1998:
OEM Group: Ford (Car)
Specification: WSS-M97B44-D
Change interval YEARS: 10 First time 10 General
Change interval KM: 240 000 First time 240 000 General
То есть, для всех легковых автомобилей Ford установлен интервал замены антифриза - 10 лет или 240 тыс.км пробега (что наступит раньше). Подчеркнем, что это относится только к антифризам, соответствующим спецификации «WSS-M97B44-D». Этот интервал установлен как для первоначальной заправки автомобиля антифризом, так и для последующих заправок. Обратите внимание, что на канистре Ford SUPER PLUS Premium также обозначен интервал замены 10 лет.
Участники форума в своих сообщениях выражали сомнение, что антифриз может служить 10 лет, так как обычно они меняли антифриз (тосол) через 2-3 года, да иногда и работники автосервисов предлагают менять антифриз чаще. Подчеркнем, что в нашем случае речь идет о «долгоживущем» антифризе Havoline XLC – лучшем в классе карбоксилатных антифризов. Его антикоррозионные карбоксилатные присадки расходуются очень медленно (уменьшение их количества составляет порядка 2% на 100 тыс км пробега), и он сохраняет свои отличные эксплуатационные свойства на многие годы. Этот антифриз получил допуски на применение от большинства автомобильных компаний мира (то есть, подтвердил соответствие требованиям этих компаний), и применяется не только на автозаводах Ford, но и на GM, Mercedes, Opel, Komatsu, Volvo и многих других. Для сравнения: VW, GM, Opel допускают использовать этот антифриз без замены на весь срок службы автомобиля (fill for life).
Разумеется, срок 10 лет или 240 тыс.км пробега – лишь ориентир, антифриз может прослужить и больше.
Практический совет: Поводом для замены антифриза служит появление в расширительном бачке обильной «ржавой мути». Это означает, что антифриз «истощил» свои антикоррозионные присадки и подлежит замене. x

4. Какой водой и до какой степени следует разбавлять концентрат антифриза? В описании антифриза Havoline XLC (см. ссылку выше) сказано, что для разбавления предпочтительнее использовать деминерализованную (то есть дистиллированную, фильтрованную или просто кипяченую) воду. Допускается также использование обычной водопроводной воды с жесткостью не более 20°dH и содержанием не более 500 ppm хлоридов и не более 500 ppm сульфатов. По принятым в России измерительным единицам это соответствует общей жесткости не более 7 мг экв/л, а водопроводная вода обычно имеет жесткость 3-4 мг экв/л. Поэтому на этикетках канистр иногда нарисован водопроводный кран.
Практический совет: воду все-таки лучше взять дистиллированную или профильтровать, как это делают на автозаводах. Чем меньше в охлаждающей жидкости окажется коррозионных ионов, тем больше она прослужит.
Оптимальной для системы охлаждения Ford считается охлаждающая жидкость, полученная смешиванием 50% объемных концентрата антифриза и 50% объемных воды. Допускаются и другие процентные соотношения, однако, в определенном диапазоне. Согласно рекомендации Arteco, минимальное количество концентрата Havoline XLC в охлаждающей жидкости должно быть не ниже 33% объемных, а максимальное – не более 65% объемных. Только в этом диапазоне обеспечивается нормальная концентрация антикоррозионных присадок.
Таблица характеристик охлаждающей жидкости в зависимости от содержания концентрата приведена в разделе 7.
Примечание. Для антифриза % объемные отличаются от % массовых. Антифриз тяжелее воды, концентрат антифриза имеет плотность 1.112 кг/л, один литр концентрата весит не 1 кг, как 1 литр воды, а 1 кг и 112 г. Обратите внимание на надписи на канистрах. Если на канистре лукаво написано 5 кг, а не 5 л, значит в ней налито 4.5 литра, хотя покупатель думает, что покупает 5 литров. x

5. Каков срок хранения антифриза? В описании антифриза Havoline XLC (см. ссылку выше) указан срок хранения 8 лет в закрытых контейнерах (канистрах). Антифриз при этом не изменит своего качества и не утратит каких-либо эксплуатационных свойств. То есть, после 8 лет хранения антифриз может служить в автомобиле еще 10 лет. Кроме этого сказано, что при хранении следует избегать длительного нагрева свыше 35°С, и не хранить антифриз в емкостях из оцинкованной стали. x

6. Каков объем системы охлаждения автомобиля? Согласно руководству по эксплуатации в систему охлаждения Ford Focus 2 с двигателем Duratec 1.4 л заливается 5.2 л охлаждающей жидкости, а при наличии кондиционера 5.5 л. Остальное смотрите в таблице.




В расширительном бачке между рисками MIN и MAX помещается 350 мл.
В Ford Mondeo заливается 7.1 л. x

7. Что использовать на долив и на замену? Нормальное количество охлаждающей жидкости в автомобиле соответствует уровню между рисками MIN и MAX в расширительном бачке для холодного двигателя. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы уровень значительно превышал отметку MAX, так как нагретая охлаждающая жидкость из-за теплового расширения может сорвать крышку бачка и повредить клапан. О доливе следует позаботиться, когда уровень прилично, хотя бы на 1 см, отошел вниз от отметки MIN.
Когда речь идет о доливе антифриза в количестве 100-200 мл, и не чаще, чем раз в два года, то доливайте диситилированную (или фильтрованную) воду и не утруждайтесь поиском нужного антифриза. При этом вы доливаете в основном испарившуюся воду, а температура замерзания и вообще качество антифриза практически не изменяется. Этиленгликоль и присадки, входящие в состав антифриза, испаряются значительно медленнее, чем вода. Хотя система охлаждения автомобиля герметично закрыта, возможность для испарения воды возникает при срабатывании клапана в крышке расширительного бачка при тепловом расширении антифриза.
Если доливать нужно больше (утечка, замена и т.п.) или приведенные выше слова вас не убедили, то лучше всего долить оригинальный антифриз Havoline XLC или Ford SUPER PLUS Premium или CoolStream Premium, что как было сказано ранее, одно и то же. Этот антифриз выпускается также и под другими названиями, и с другим цветом красителя. В частности, Arteco выпускает этот антифриз не только для Ford в фирменных канистрах, но и для GM, Volvo, Total, Land Rover, Motul и других компаний, соответственно он реализуется под другими названиями – ребрендами (rebrand). В России ОАО «ТЕХНОФОРМ» выпускает этот антифриз не только под названием CoolStream Premium, но и под другими названиями. С 2009 г. для компании Татнефть под названием TATNEFT Антифриз Extra, (смотрите на заправках Татнефть). С 2010 г. для компании Лукойл под названием Лукойл Антифриз Extra, (смотрите на заправках Лукойл). С 2011 г. для компании Газпромнефть под названием G-Energy Antifreeze SNF (смотрите на заправках Газпромнефть). С 2011 г. для сети магазинов автозавода ГАЗ под названием Антифриз профессионал детали машин ГАЗ (см. в фирменных магазинах детали машин ГАЗ).

Перечислим известные на сегодняшний день торговые марки (ребренды) данного антифриза:

Havoline XLC - оранжевый,
Ford SUPER PLUS Premium – фиолетовый или оранжевый,
CoolStream Premium - оранжевый, пр-во Россия, (не путать с CoolStream Standard, CoolStream Optima)

ACDelco DexCool Longlife - оранжевый,
BP ProCool – оранжевый
Caltex Extended Life Coolant - оранжевый,
Chevron Delo ELC – оранжевый,
Fuchs MAINTAIN FRICOFIN LL (не путать с FRICOFIN S и другими) - оранжевый,
G-Energy Antifreeze SNF – оранжевый, пр-во Россия, (не путать с G-Energy Antifreeze NF и G-Energy Antifreeze)
GlasElf Auto Supra (концентрат) или CoolElf Auto Supra (он же разведенный водой) - красный, не путать с GlasElf и CoolElf,
GM Longlife (General Motors по спецификации 6277М) – розовый,
Land-Rover Extended Life Anti-Freeze Coolant - оранжевый
Motorcraft®Specialty Orange Engine Coolant - оранжевый, (не путать с Motorcraft Coolant, например Green или Gold)
Motul Inugel Optimal Ultra – оранжевый (не путать с другими Motul)
NESTE SUPER-JAAHDYTINNESTE XLC – оранжевый,
Polar Premium Longlife Antifreeze – красный, выпускается компанией Telko Group в Финляндии,
TATNEFT Антифриз Extra - оранжевый, пр-во Россия, (не путать с TATNEFT Антифриз Standard)
Texaco XLC DexCool – оранжевый,
Volvo Coolant VCS или Volvo Penta Coolant VCS (то же самое) - желтый (не путать с зеленым Volvo Coolant),
ZERO Long Life – красный, выпускается компанией Telko Group в Финляндии.
Антифриз профессионал детали машин ГАЗ - оранжевый, пр-во Россия, (не путать с Антифриз оригинал детали машин ГАЗ)
Лукойл АНТИФРИЗ G12 Red - НЕ ПОДХОДИТ - не имеет реального допуска для наших машин

Все это - один и тот же по составу антифриз, только в разной упаковке и с разными названиями, а иногда и с разным цветом красителя. Смешивать их можно в любых количествах, а также использовать на замену. Внимательно читайте этикетку на канистре: если в канистре находится концентрат антифриза, то разбавляйте его 50:50 % водой. На рисунке приведены канистры некоторых из этих антифризов. Обратите внимание, что европейские канистры одинаковые по форме – их заполняют на одной линии.



Если нет возможности достать оригинальный антифриз из приведенного выше списка, то доливайте антифриз только карбоксилатного типа, также невзирая на цвет. В списке ниже приведены наиболее распространенные антифризы карбоксилатного типа:

Glysantin G30 (не путать с Glysantin G40, G48, G05, и другими номерами), допуски MB, VW, MAN, MTU, Porsche
Mobil Advanced (не путать с Mobil Extra), допуски MB, MAN
Motorex G30, допуск MAN
Zerex G30 или Zerex DEX-COOL, допуск MB
EVOX Premium G 30 — допуски MB, MAN

Freecor NRC — допуск Renault,
CoolStream NRC — допуск Renault,
Castrol SF VDK (не путать с Castrol NF), допуски MB, MAN, VW
GlycoShell Long Life (не путать с просто GlycoShell),
Gulf Maximum- допуски MB, MAN
ADDINOL Antifreeze Extra — допуск MAN,
Aral Antifreeze Silikatfrei- допуски MB, MAN,
Frostox SF-D12 Plus — допуск MAN,
Prestone All Makes All Models (не путать с другими Prestone),
SINTEC S12+ — допуск MAN
RAVENOL OTC — допуск MAN,

CoolStream Standard, — допуски АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и еще 4 компаний,
Fuchs MAINTAIN FRICOFIN S
TATNEFT Антифриз Standard,
Лукойл Антифриз,
G-Energy Antifreeze
КАМАЗ Стандарт — допуск КАМАЗ,
Антифриз оригинал детали машин ГАЗ — допуск ГАЗ

Однако в смешанном виде антифриз уже вряд ли сможет прослужить положенные 10 лет, хотя его качество останется на очень высоком уровне. На рисунке приведены канистры некоторых из этих антифризов.



И последнее. Ни в коем случае не стоит доливать или использовать на замену антифризы других типов (гибридные, Lodrid, традиционные), а также сомнительные антифризы, не имеющие допуска ни от одной автомобильной компании. Таким действием вы испортите великолепный антифриз, который залит в вашем автомобиле, и последствия со временем могут быть очень неприятными. x

8. Что такое температура замерзания антифриза? В отличие от воды, антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть, при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С - уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше и больше (это состояние называется «шуга», по-английски, «slush ice» - что-то наподобие манной каши), и наконец, при некоторой более низкой конечной температуре, эта шуга затвердевает.
Начальная температура образования первого кристалла называется «температура начала кристаллизации», по-английски «freezing point». Конечная температура перехода из жидкого в твердое состояние называется «температурой потери текучести» или «температурой застывания», по-английски, «pour point».
Для антифриза, который заливают в Ford на автозаводе (раствор 50:50% объемных), разница между «freezing point» и «pour point» составляет около 8°С. То есть, антифриз, который начинает кристаллизоваться при минус 37°С, затвердеет лишь при минус 45°С. В промежутке между минус 37°С и минус 45°С он будет находиться в состоянии «манной каши» - более или менее густой.
В России, при описании и тестировании антифризов, обычно пользуются «температурой начала кристаллизации», благодаря тому, что именно этот показатель описан в нашем единственном нормативном документе на антифризы ГОСТ 28084-89. В Европе, однако, чаще используют понятие «температура защиты от замерзания», по-английски, «frost protection level». Она определяется как среднее арифметическое между «температурой начала кристаллизации» и «температурой застывания». Именно «frost protection level» наиболее адекватно характеризует «температуру замерзания» антифриза, так как это середина фазового перехода из жидкости в твердое тело.
Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет трубы», антифриз при замерзании не «размораживает» двигатель. При переходе из жидкости в твердую фазу антифриз не расширяется, точнее его расширение составляет менее 1%. Это относится ко всем антифризам с содержанием концентрата антифриза не менее 32% объемных.
Данные по температуре начала кристаллизации, плотности и другим характеристикам Havoline XLC (он же CoolStream Premium С, он же Ford SUPER PLUS Premium) в зависимости от концентрации приведены в таблице и на графике. Отметим, что минимально допустимая концентрация составляет 33% объемных, а максимальная концентрация 66% объемных.



Таким образом, при наступлении сильных холодов не следует опасаться каких-либо серьезных последствий (трещин или протечек) от антифриза, замерзшего в автомобиле. Антифриз превратится в застывшую «манную кашу», а при ослаблении холодов, или если вы все-таки сумеете завести машину на морозе, он снова станет жидким.
Такого антифриза достаточно для всех широт России, включая заполярье. Данное утверждение относится не только к Havoline XLC, но и ко всем другим антифризам. Главной помехой для запуска двигателя на морозе является не кристаллизовавшийся антифриз, а застывшее моторное масло. В качестве примера приведем цитату из сообщения одного из участников форума OlegArh70, Пост: 6654010 24 Декабря 2009: «при -48-49 специально открывал расширительный и смотрел, в ледышку ничего не превратилось, была каша, которая растаяла вскоре после запуска, печка тоже подула теплом минут через 10-15» x

9. Антифриз и предпусковые подогреватели. Исключение составляют автомобили, оснащенные предпусковыми подогревателями типа Hydronic или Webasto. Для штатной работы таких подогревателей необходимо, чтобы охлаждающая жидкость оставалась в жидкой фазе, а не в виде кристаллической шуги (похожей на «манную кашу»). Слабый циркуляционный насос этих подогревателей не может прокачать «кашу» по всему контуру, жидкость застаивается, локально перегревается или даже кипит, автоматика отключает подогреватель. В принципе, можно попытаться «покачать» систему, включая-выключая Hydronic несколько раз, но это уже нештатная работа. Аналогичная ситуация у подогревателей типа Северс-М без циркуляционного насоса. Такие подогреватели работают по принципу естественной циркуляции, когда нагретая охлаждающая жидкость, поднимаясь вверх, заставляет жидкость двигаться по контуру. Поэтому надо иметь антифриз с температурой замерзания, соответствующей характерным температурам зимы вашего региона, вплоть до -50С. Конечно, теплоотводящие свойства концентрированного антифриза будут похуже, чем у стандартного (50:50), но чем-то надо поступиться. Да и особенной жары на Севере не бывает.
Другое дело, когда предпускового подогревателя нет. Если двигатель удалось запустить на сильном морозе, то его мощная помпа прокачает и «кашу», которая быстро расплавится в работающем греющемся двигателе. К моменту срабатывания термостата «каша» расплавится и в радиаторе. В этом случае достаточно иметь стандартную концентрацию антифриза 50:50, в какой бы климатической зоне вы ни находились. x

10. Как оценить температуру замерзания антифриза в домашних условиях? Точное измерение температуры начала кристаллизации можно выполнить только при охлаждении образца антифриза до появления в нем первых кристаллов. Даже в лабораторных условиях выполнить это измерение весьма непросто. При отсутствии высокой квалификации персонала и адекватного оборудования могут возникать ошибки. Кроме того, методики измерения температуры начала кристаллизации, описанные в международном стандарте ASTM D1177 и в нашем ГОСТе 28084-89, отличаются друг от друга, поэтому замеры, сделанные по этим методикам, могут отличаться на 1-2 градуса, даже если они были выполнены аккуратно.
В домашних условиях можно оценить температуру начала кристаллизации ареометром или рефрактометром. При этом надо помнить, что ареометром Вы измеряете плотность жидкости, а рефрактометром - показатель преломления жидкости. Для разных антифризов связь этих показателей с температурой начала кристаллизации различна, что связано с различием пакетов присадок, разница может доходить до 5 градусов.
Замер плотности надо производить лабораторным ареометром (с точностью 3 знака после запятой) при температуре жидкости 20°С. Если жидкость будет холоднее или горячее, то ее плотность изменится из-за температурного расширения, и замер будет неправильным. Чтобы погрузить ареометр в жидкость, ее придется откачать из системы не менее 0.5 л, а если у Вас нет подходящей узкой пробирки, то и больше. Довести жидкость до нужной температуры можно под струей горячей/холодной воды, пользуясь термометром. Наконец, по приведенной выше таблице определить температуру начала кристаллизации. В общем – хлопотно.
Если есть возможность воспользоваться рефрактометром, то откачивать антифриз не придется, достаточно одной капли. x

11. Почему следует соблюдать требования Ford к охлаждающим жидкостям? В более общей формулировке этот вопрос звучит так: До какой степени следует соблюдать требования по эксплуатации автомобиля, которые сформулировал Форд? . В нашем случае это относится к антифризу: Следует ли заливать/доливать только антифриз, соответствующий спецификации WSS-M97B44-D или можно использовать другой антифриз? Другие антифризы тоже бывают красного/оранжевого цвета, их хорошо рекламируют продавцы в магазинах и компании-производители в автомобильных журналах и на своих интернет-сайтах. Увы, часто недобросовестные производители антифризов пишут на этикетках своих канистр, что их продукт соответствует спецификации Ford WSS-M97B44-D, а заодно и спецификациям других известных автомобильных компаний BMW, VW, Mercedes, Renault – сколько места хватит. На сегодняшний день только один антифриз в Европе имеет официальный допуск (approval) Ford по спецификации WSS-M97B44-D – это Havoline XLC и его ребренды (см. список в п. 6). Допуск Ford на антифриз CoolStream Premium можно увидеть по ссылке
http://www.cool-stream.ru/view.asp?rid=23317&am iew.xsl .
Даже великолепный карбоксилатный антифриз Glysantin G 30, производимый компанией BASF, не имеет допуска Ford (см. http://www.glysantin.de/169-1-G30.html ).
Проблемы, связанные с некачественным антифризом, проявляются в автомобиле не сразу, как это было бы с некачественным топливом, а через год или даже два года. Но эти проблемы могут быть очень серьезными. Подробнее о негативных последствиях, вызываемых некачественным антифризом, можете почитать на http://www.cool-stream.ru/pravda_ozh . В принципе, никто не может запретить владельцу заливать в свой автомобиль жидкости, которые он сам выбрал по каким-либо признакам.
Увы, с нашими отечественными автомобилями сложилась именно такая ситуация, и мы в основном к ней привыкли. Наши автозаводы так и не смогли сформулировать для потребителей четких требований к функциональным жидкостям, в частности к антифризам, и добиться их выполнения. И мы заливали все, что попадется, часто по принципу «дешево и сердито», а потом переживали, что автомобиль больше ремонтируется, чем ездит.
Ford делает автомобили очень надежными и долговечными, однако эта надежность и долговечность может быть достигнута только при соблюдении требований эксплуатации. Антифриз для автомобиля - одна из главных функциональных жидкостей, непосредственно влияюших на его работу.
Ford, также как и другие серьезные автомобильные компании, поставил антифризам очень высокую «планку». Для справки приведем несколько фрагментов из спецификации Ford WSS-M97B44-D, где сформулированы требования к антифризу (полный текст спецификации занимает 10 страниц). Обратите внимание, в ней записано, что антифриз должен быть типа OAT, то есть с присадками органического (карбоксилатного) вида. Такие антифризы специально разработаны и предназначены для алюминиевых двигателей и радиаторов. Их нельзя смешивать с силикатными антифризами, которые применялись в прошлом. (Кстати, к силикатному типу относится 90% всех тосолов и антифризов, выпускаемых в России).



Ford, кроме этого, рекомендует, чтобы антифриз был оранжевого цвета.



В Таблице 3, которая относится к ходовым испытаниям антифриза, записано требование Ford, чтобы антифриз на пробегах 160 тыс км не только оставил в идеальном состоянии систему охлаждения (двигатель, помпу, радиатор, патрубки и т.д.), но и сам сохранил не менее 85% ингибиторов от первоначального количества. И это только одно из требований.



У других автогигантов требования к антифризам аналогичные и не менее «жесткие». Этим требованиям могут соответствовать только наукоемкие технологии, полученные в результате серьезных теоретических и экспериментальных проработок. В мире существует не более десятка антифризов, способных преодолеть эту планку. Havoline XLC в их числе.
Поэтому лучше не рисковать своим автомобилем и применять только рекомендованный антифриз. x

12. Может ли антифриз пениться в системе охлаждения и как это повлияет на работу автомобиля? Этот вопрос, как ни странно, волнует многих автовладельцев и вызывает живые дискуссии. Показатель «вспениваемость» включен ГОСТ 28084-89 и его норматив на объем пены 30 куб.см является гораздо более «жестким», чем у других национальных стандартов. Например, в американских автомобильных стандартах ASTM D3306 и ASTM D4985 этот норматив составляет 150 куб.см. – то есть в пять раз «слабее» нашего. Однако это совсем не значит, что отечественные охлаждающие жидкости лучше зарубежных.
Некоторые автовладельцы полагают, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения автомобиля. Когда они видят, что после встряхивания канистры у антифриза появляется много пены и исчезает она не очень быстро, то начинают опасаться, что из-за пены двигатель не будет работать в штатном режиме. Иногда с пеной связывают серьезные поломки в двигателях (см. Пост: 6457609 28 Ноября 2009 и последующую дискуссию).
У работающего автомобиля система охлаждения замкнута, она не контактирует с воздухом, а охлаждающая жидкость находится в ней под давлением. В таких условиях пена образоваться не может. Если бы антифриз в работающем автомобиле был «запененным», то он, во-первых, размолотил бы крыльчатку помпы за счет кавитации (фотографию кавитации помпы можете посмотреть на http://www.cool-stream.ru/pravda_ozh ), во-вторых, он постоянно находился бы в перегретом состоянии и это было бы заметно по температурному датчику. Дело в том, что на антифриз приходится отвод приблизительно одной трети тепла, вырабатываемого при сгорании топлива. Еще одна треть тепла переходит в механическую энергию двигателя (КПД), остальное тепло уходит с выхлопными газами и тепловым излучением. Если бы антифриз находился во вспененном состоянии, то он не только хуже принимал бы тепло от двигателя, но также хуже и отдавал это тепло радиатору. В этом случае отвод одной трети тепла происходил бы на повышенных температурах – перегреется не только двигатель, но и антифриз. Температурный датчик показывал бы не штатные +90°С, а существенно больше.
И не надо трясти канистру!
На самом деле норматив на показатель «вспениваемость» связан не с автомобилем, а с автозаводом. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в автомобили, или при скоростной заливке охлаждающей жидкости в канистры. «Жесткий» норматив на «вспениваемость» 30 куб.см пришел в ГОСТ 28084-89 из норматива АВТОВАЗа, и связан со спецификой автосборочного конвейера этого предприятия.
К этому следует добавить, что норматив на «вспениваемость» в спецификации Ford WSS-M97B44-D соствляет 50 куб. см., а время оседания пены должно быть не более 5 секунд. Тест на вспениваемость проводится на специальной установке при температуре +88°С, по методике ASTM D1881, он связан с продуванием воздуха через антифриз. Этот тест никогда не проводится на концентрате антифриза, для тестирования готовится раствор на температуру начала кристаллизации -17.8 ºС, то есть приблизительно 30% концентрата в воде.
«Havoline XLC», и «CoolStream Premium» выдерживают норматив Ford на вспениваемость с запасом, иначе Ford забраковал бы этот антифриз еще на стадии испытаний. x

13. Сроки замены антифриза в других автомобилях Этот срок определяет производитель автомобиля, а не производитель антифриза. При этом производитель автомобиля руководствуется своими собственными соображениями, не исключено, что иногда даже и коммерческими. Например, антифризу Havoline XLC (он же Ford SUPER PLUS Premium, он же CoolStream Premium) компании GM и VW дают «пожизненный срок» (fill for life), Ford дает 10 лет или 240 000 км пробега, грузовики MAN - 4 года или 500 000 км пробега, Mercedes-Benz – 5 лет, грузовики Deutz – 2 года, грузовики MTU - 3 года или 9000 моточасов, АВТОВАЗ – 75 000 км пробега, и так далее.
Срок замены определяется, исходя из типа антифриза, конструктивных особенностей автомобиля и, главное, результатов ходовых испытаний.
Производитель антифриза тоже часто указывает срок эксплуатации на этикетках канистр и в документации. Добросовестный производитель определяет эту величину, усредняя рекомендации автомобильных компаний, проводивших испытания. Недобросовестный производитель, который и ходовых испытаний не проходил, берет эту цифру «с потолка», чтобы было не хуже, чем у других.
Только в случае, если производитель автомобиля не дает никаких указаний о сроке замены антифриза, можно воспользоваться рекомендацией производителя антифриза.
Приведем выборочную таблицу сроков замены антифриза, рекомендованных зарубежными производителями автомобилей (OEM – Original Equipment Manufacturer). Предполагается, что потребители применяет только антифризы, имеющие одобрение/допуск для данной марки автомобиля. Тип антифриза определяется номером спецификации.

x

14. Как понизить температуру замерзания антифриза? Необходимость понижения температуры замерзания антифриза может быть вызвана низкими (ниже -37°С ) зимними температурами в вашем регионе и связанными с этим отказами работы предпускового подогревателя. Вот, например, что написал 1CNik, Пост: 6671278 27 Декабря 2009: «Сегодня у нас -38. Гидроник уже не смог прокачать жидкость при работе и отключился от перегрева. Машина мондео европейский. Интересно на какую температуру рассчитан в машине антифриз если сейчас он похож на кашу со льдом?»
Если вам по каким-либо причинам необходимо понизить температуру замерзания антифриза в своем автомобиле, то это можно сделать, заместив в системе охлаждения часть охлаждающей жидкости концентратом антифриза. При этом необязательно сливать всю жидкость, достаточно откачать ее некоторое количество из расширительного бачка. Следует иметь ввиду, что из расширительного бачка можно откачать до 1 л охлаждающей жидкости.
Количество охлаждающей жидкости, которую следует заменить концентратом антифриза, можно рассчитать при помощи приведенной выше таблицы зависимости температуры начала кристаллизации от содержания концентрата.
Приведем пример расчета. Если вы хотите понизить температуру начала кристаллизации с обычных -37°С до -45°С, то следует увеличить содержание концентрата антифриза в охлаждающей жидкости со стандартных 50% до 56%, как видно из таблицы. В системе охлаждения находится 5 л охлаждающей жидкости, которая состоит из 2,5 л концентрата антифриза и 2,5 л воды. Требуется сделать так, чтобы 5 л новой жидкости состояли из 2,8 л концентрата (56%) и 2,2 л воды. То есть, новая жидкость должна содержать на 0,3 л воды меньше, чем старая. Соответственно, надо откачать из расширительного бачка 0,6 л старой охлаждающей жидкости (она содержит ровно 0,3 л воды и 0,3 л концентрата) и долить вместо нее 0,6 л концентрата антифриза. Расчет окончен.
Вместе с тем, не следует сильно увлекаться «переслащиванием» охлаждающей жидкости, так как оптимальной для вашего Ford является концентрация 50%. При увеличении концентрации теплофизические свойства охлаждающей жидкости становятся хуже. x

15. Как и чем промывать систему охлаждения при замене антифриза? Если в расширительном бачке появилась обильная «ржавая муть», то антифриз следует заменить, а систему охлаждения промыть от накопившейся ржавчины и загрязнений. Если этого не сделать, то двигатель начнет перегреваться, и у автомобиля появятся очень серьезные и многочисленные проблемы. Проще всего промыть обычной водой: слить старый антифриз, залить воду и погонять двигатель на холостых оборотах 10-15 минут. Если слитая вода будет сильно загрязнена, то промывку повторить.
Новый антифриз смывает старую ржавчину и заживляет очаги коррозии. Поэтому, в частности, хорошей промывочной жидкостью считается 20%- водный раствор антифриза, который вы предполагаете заливать на замену. В отличие от сильных кислотных и щелочных промывок, которые могут промыть до дыр старенький автомобиль, такая промывка является мягкой и относительно безболезненной.
Следует также помнить, что нельзя заливать холодную жидкость в нагретый двигатель, двигателю надо дать немного остыть. x

Подготовлено d13347 за что ему большое СПАСИБО! я лишь немного доработал и разместил на форуме в читабельном виде.

Список сопутствующих тем
Куда уходит охлаждающая жидкость?
Замена антифриза своими силами.
Течь радиатора
Система охлаждения Справочник темы: FINIS коды антифризов
Отличие нового концентрата антифриза 1890260 от старого 1336797
Замена оригинальному расширительному бачку
Номера антифризов обновленные
https://ffclub.ru/topic/148014/
тосол , антифриз , охлаждающая жидкость , система охлаждения , радиатор , расширительный бачок ПыЖиК 12 нояб ря 2013
Все про антифриз ФФ2 1 / 56 2 3 717,6K
просмотров 442
участника 1,7K
сообщений
1 / 56 2 3 John2000 25 авг уста 2006
3
Поискал по форуму, но так и не нашёл внятного ответа
FF2 мая 2006г выпуска, в бачке с завода антифриз ярко оранжевого цвета. Решил прикупить на всякий случай для подливки антифриз, в руководстве указан антифриз спецификации WSS-M97B44-D (1 336 797), и у 2-х разных дилеров Форд именно его мне предлагали для подливки в заводской. Купил, но на цвет он какого-то светло-фиолетового цвета, а если разводишь с водой 1:1, то он совсем бледно-фиолетовым становится. А в бачке то ярко-оранжевый! Может всё таки кто-нить прояснит ситуацию с этими цветами? Это разные антифризы и их можно смешивать? Или всё таки этот бледно-фиолетовый и есть тот же самый, что на заводе заливают? Может он действительно при нагреве цвет потом меняет?

Да, кстати один из дилеров мне предлагал этот фиолетовый, называя его красным и ещё жёлтый , может ярко-оранжевый в бачке и есть жёлтый ?
Как всё таки определить какой антифриз залит и купить на доливку нужный антифриз? Знаю, что можно водой дистилированной долить, но на дальние поездки в тьмутаракань хотелось бы всё таки иметь при себе именно антифриз. W Welder 25 авг уста 2006
2
John2000
Как всё таки определить какой антифриз залит и купить на доливку нужный антифриз?
---
Да не заморачивайтесь вы на то, что залито ФМК - аналогом антифриза (красного цвета) является концентрат или готовый антифриз относящиеся к охлаждающим жидкостям не содержащим силикатов, спецификация TL-VW774D G12. Проще говоря заходите в магазин где есть продукция, RAVENOL, LIQUI MOLY и спрашиваете охлаждающую жидкость красного цвета G12. STM 25 авг уста 2006

John2000
цитата: Да, кстати один из дилеров мне предлагал этот фиолетовый, называя его красным и ещё жёлтый

Теперь дилеры у нас еще и дальтонизмом заболели! naladchik 25 авг уста 2006

По поводу антифриза, насколько я знаю, щас бывает 3 вида: G11 (синий или зелениый), G12(красный), G12+(красный). Синий и зеленый совместимы между собой. G11 и G12 не совместимы. G12+ совместим и с G11 и с G12.
По поводу цвета думаю зря паритесь - если не синий и не зеленый - доливать можно. Просто разные производители используют красители разных оттенков. Nord-West 25 авг уста 2006
-2
Да, давно так не смеялся.
Есть синий , зеленый , и красный . У нас КРАСНЫЙ. Купил литр AGA готового и не заморачиваюсь. Guru 25 авг уста 2006

John2000
Я мотюлевский оранжевый доливаю (один раз далил т.к. с завода был маленький уровень), вроде осадка нет .
Летом можно дистилированную воду долить т.к. это 100% безопасно , вода то нейтральная . Cyber-Focus2 26 авг уста 2006

John2000
А не проще подъехать к дилеру и купить доливку антифриза форд, стоит че то около 200 рэ литр. и будите знать какой там залит антифриз, любые другие даже подходящие аналоги я бы заливать не стал, даже всякие ликви моли и т.д. John2000 26 авг уста 2006

цитата: John2000
А не проще подъехать к дилеру и купить доливку антифриза форд, стоит че то около 200 рэ литр. и будите знать какой там залит антифриз, любые другие даже подходящие аналоги я бы заливать не стал, даже всякие ликви моли и т.д.
Именно так я и сделал, я же в начале топика и описал, как происходили мои поездки к 2-м официальным дилерам Форда. И как выяснилось ни один из них не знает точно почему в бачке с завода антифриз ярко оранжевый, а тот, что они предлагают для подливки родной фордовский WSS-M97B44-D - бледно фиолетовый. B bj_feat 27 авг уста 2006

сеня заехал к дилеру за антифризом.

тоже фиолетрвый дали в бутылочке изпод лимонада =) Cyber-Focus2 27 авг уста 2006

John2000
не знаю чего там продали но по цвету с завода и в доливке практически одинаковый оранжевый ближе к ярко красному B bj_feat 27 авг уста 2006

а до диллерп заехал в атомагаз.

так при словах г12 итд там цифр на меня смотрели как на психа.

че покупать надо? может подскажете? John2000 27 авг уста 2006

цитата: John2000
не знаю чего там продали но по цвету с завода и в доливке практически одинаковый оранжевый ближе к ярко красному
Продают они Motorcraft SuperPlus Antifrize, спецификация WSS-M97 B44-D, тот самый, что в руководстве по эксплуатации, выданной диллером вместе с машиной, прописан как рекомендованный для доливки в систему охлаждения.
И он имеет бледно-фиолетовый цвет, как слегка подкрашенная марганцовкой вода. S SuperBig 27 авг уста 2006
-1
цитата: Поискал по форуму, но так и не нашёл внятного ответа
FF2 мая 2006г выпуска, в бачке с завода антифриз ярко оранжевого цвета. Решил прикупить на всякий случай для подливки антифриз, в руководстве указан антифриз спецификации WSS-M97B44-D (1 336 797), и у 2-х разных дилеров Форд именно его мне предлагали для подливки в заводской. Купил, но на цвет он какого-то светло-фиолетового цвета, а если разводишь с водой 1:1, то он совсем бледно-фиолетовым становится. А в бачке то ярко-оранжевый! Может всё таки кто-нить прояснит ситуацию с этими цветами? Это разные антифризы и их можно смешивать? Или всё таки этот бледно-фиолетовый и есть тот же самый, что на заводе заливают? Может он действительно при нагреве цвет потом меняет?

Да, кстати один из дилеров мне предлагал этот фиолетовый, называя его красным и ещё жёлтый , может ярко-оранжевый в бачке и есть жёлтый ?
Как всё таки определить какой антифриз залит и купить на доливку нужный антифриз? Знаю, что можно водой дистилированной долить, но на дальние поездки в тьмутаракань хотелось бы всё таки иметь при себе именно антифриз.
У мена например пробег приближается к 15000км, уровень не уменьшился не на милиметр. в эксплуотации с Января 2006. DFB 27 авг уста 2006

Купил в КЭМПе LIQUI MOLY конценрат красный, сзади на банке написано: допуск для аллюминивых двигателей Ford спецификации WSS-M97B44-D, т.е. то что доктор прописал REM78 6 окт ября 2006

можна mobil!он красного цвета и допуск форда есть Stark 6 окт ября 2006

John2000
Нечто подобное обсуждалось в ТЕМЕ FF1. Мне тогда на замену тоже дали фиолетовый. Так понимаю, оранжевый антифриз FF1 и FF2 один и тот же. E Ercen 24 окт ября 2006
1
Недавно заметил что антифриз на отметке чуть ниже min. Осмотрел моторный отсек, везде сухо. Что зафигня. У меня на двенашке так было как температура окружающей среды опустилась ниже -5, пару сантиметров антифриза тоже куда то ушло ( был осмотрен на СТО все норма). Нужно ли доливать антифриз и какой? недавно прочитал что антифризы разных цветов смешивать не рекомендуется. OlDm 24 окт ября 2006

Что вы себе мозг парите? Есть код, есть спецификация - если все совпадает, лейте . Кстати, это концентрат - (Super Plus Premium на банке написано), надо разводить. Serentiy 24 окт ября 2006

Покупал у дилера Motorcraft SuperPlus Antifrize на доливку, так как с завода был маленький уровень. Так вот я купил, развел, залил и на цвет даже ни какого внимания не обращал . Раз дали этот значит такой и нужен. D DEN115 25 окт ября 2006

Есть вариант полностью слить заводской и залить новый. Вот только как сливать? 26 evgeny 25 окт ября 2006

Покупал у диллера стоит в районе 140 рублей, черная канистра литровая. Какой цвет не знаю еще не открывал. Диллер сказал , что фордовский антафриз не совместим с другими и заливать надо оригинал. Хотя в гараже стоит канистра антифриза Castrol по 350 рубликов за канистру синего цвета. FACET 25 окт ября 2006

DIMON(kit)
Просветите меня по совместимости G11 и G12, я (мы) послушаем. и посмеемся.


26 evgeny
А, что ещё может сказать дилер? Ему надо, чтоб купили у него.

И ещё как уже писали, синий это 11, он с красным 12 не совместим. hatha 25 окт ября 2006
-1
26 evgeny цитата: Диллер сказал , что фордовский антафриз не совместим с другими и заливать надо оригинал \

А диллер не сказал Вам, что Моторкрафт не производит ни масел, ни антифризов, а покупает где дешевле ? А если серьёзно, то, как уже выше написано - красно-оранжевый, любой. Я вот уже лет 8 пользуюсь антифризами и маслами Тоталь, изредко Тексако, но это дело вкуса. Производители равные, но мои машины на их продукции обычно ходят далеко за 200тыс., лишь бы не левая продукция была.
Удачи. Виталич 25 окт ября 2006

подскажите какой антифриз залит в FF2
и можно ли его мешать с G-12 М Москвич 30 окт ября 2006

hatha
Вот как раз у дилера есть надежда избежать подделок.
Сегодня купил 1л концентрата за 172р, т.е. 86р за литр, помоему не дорого. V VLV 12 нояб ря 2006

В руководстве по эксплуатации на стр.220 написано: В систему охлаждения двигателя нового автомобиля залита жидкость не замерзающая при температуре наружного воздуха до -25 С (примерно).
А при морозах ниже -30 С как этой зимой, все будет ОК или проблемы? _ViC_ 12 нояб ря 2006

VLV
Пока двигатель при -30 прогреется уже растает ваша жидкость не замерзающая . Don0r 12 нояб ря 2006

Покупайте у дилера и будет вам счастье! Купил Ливки Моли, предется вылить его, не подходит Mobildik 13 нояб ря 2006

млин кроме оригинала смысл что-то еще лить не вижу он же не 500р за литр стоит можно и купить
а ликви моли че то говорят много левого бывает, хотя раньше сам его тоже покупал Renaldo 13 нояб ря 2006

Вот что нашел.
http://www.coolstream.ru/coolstream/permits/ford/permit/
В сегодняшнем МК мобиль написано, что Coolstream будут лить на конвейере во Всеволжске 1 / 56 2
1 человек сейчас в теме
1 / 56 2 1 человек сейчас в теме
Войдите , чтобы написать сообщение, или пройдите регистрацию . Похожие темы FF2 эксплуатация Антифриз попал в двигатель, антифриз в свечных колодцах FF2 эксплуатация Куда уходит охлаждающая жидкость? FF2 эксплуатация Замена антифриза своими силами FF2 эксплуатация Система охлаждения FF2 эксплуатация Радиатор FF2 эксплуатация Кипит машина, не включается вентилятор радиатора FF2 эксплуатация Замена термостата на ФФ2 FF2 эксплуатация Перегрев двигателя FF2 эксплуатация Рабочая температура двигателя FF2 эксплуатация Как пользоваться кондиционером? FF2 эксплуатация Прогревание двигателя автомобиля FF2 эксплуатация Климат-контроль FF2 эксплуатация Не работает режим рециркуляции FF2 эксплуатация Заправка кондиционера FF2 эксплуатация Защита, пыльник радиатора Популярные темы FF2 эксплуатация Масло для двигателя, одобренное ФМК (ч.4) FF2 эксплуатация Замена термостата на ФФ2 FF2 эксплуатация Неисправности генератора FF2 эксплуатация Проблемы с штатным ППП Focus 2 Ответы бывалых на вопросы новичков по ФФ2 FF2 эксплуатация Проблемы с рулевым управлением, ГУР / ЭГУР (ч.2) Focus 2 Все о магнитолах Ford 6000CD и Sony FF2 эксплуатация Доливка/расход масла в процессе эксплуатации FF2 эксплуатация Проблемы с рулевой рейкой FF2 эксплуатация Перепрошивка PCM FF2 оборудование и з.ч. ЭПВС (PTC heater) - дополнительный электрический отопитель салона ФФ2 FF2 эксплуатация Рабочая температура двигателя FF2 оборудование и з.ч. Установка штатного bluetooth c USB для Sony FF2 эксплуатация Рывки/дерганье/ машины при разгоне/сбросе газа FF2 оборудование и з.ч. Кто-нибудь устанавливал 1-2DIN магнитолу?

Главная Форумы Справочник Автомобили Участники Партнеры Поиск RU Ночная тема
О сообществе Правила ffclub Сделать сайт лучше Страница на Facebook Контакты Реклама на сайте Отказ от ответственности Политика конфиденциальности
Ночная тема RU

© 2021 ffclub.ru − Клуб любителей Ford


Posted by Jack Read more Comments (15) 2021.12.27 15:24